Історичний факультет МДУ   Вхід для зареєстрованих учасників





Найбільш обговорювані доповіді

[21.02.2011]
ПРЕВЕНТИВНА ДИПЛОМАТІЯ ЯК ІНСТРУМЕНТ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ НАЦІОНАЛЬНОЇ БЕЗПЕКИ ДЕРЖАВИ
[02.03.2011]
РЕГІОНАЛЬНИЙ ПАТРІОТИЗМ ДОНБАСУ НА ПРОТИВАГУ УКРАЇНСЬКОМУ НАЦІОНАЛІЗМУ (НА ОСНОВІ МАТЕРІАЛІВ ДОНЕЦЬКОЇ ПРЕСИ)
[26.02.2011]
МИРОТВОРЧІСТЬ В СУЧАСНИХ МІЖНАРОДНИХ ВІДНОСИНАХ
[25.02.2011]
ГЕОПОЛІТИЧНЕ СУПЕРНИЦТВО ІРАНУ І США В БЛИЗЬКОСХІДНОМУ РЕГІОНІ В КОНТЕКСТІ ПРОБЛЕМИ ІРАНСЬКОЇ ЯДЕРНОЇ ПРОГРАМИ
[05.03.2011]
МІЖНАРОДНЕ СПІВРОБІТНИЦТВО ЯК ВИЗНАЧАЛЬНА СКЛАДОВА ЗОВНІШНЬОЇ ПОЛІТИКИ ФРН
» Статті » Гендер в міжнародних відносинах

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ САМОДЕТЕРМИНАЦИИ ЛИЧНОСТИ
УДК 159.923.2
ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ САМОДЕТЕРМИНАЦИИ ЛИЧНОСТИ
 
Капустюк Е. Н.,
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии обучения имени И.О.Синицы Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины
 
Каждый исторический этап развития общества диктует свои правила и нормы взаимоотношений, которые в свою очередь влияют на формирование сознания и самосознания молодого поколения. На сегодняшний день, с учетом тех социально-экономических преобразований, которые происходят как во всем мире, в общей сложности, так и в Украине, в частности, создается в сознании личности достаточно противоречивая картина современного общества, нарушаются механизмы социальной регуляции, традиционного полоролевого баланса. Но, при этом, в условиях демократизации существенно расширяются возможности выбора форм и способов жизненного самоопределения юношей и девушек. В молодежной среде сочетается инновационный потенциал и консервативность, что не может не отразиться на процессе самодетерминации.
Жизнедеятельность современной личности происходит в той ситуации, когда в обществе декларативно признается гендерное равенство, но на практике существует гендерная асимметрия общесоциальных и семейных ролей и формируется противоречивый набор гендерных норм, стереотипов, правил поведения. Поэтому изучение гендерных стереотипов как одного из факторов самодетерминации личности даст возможность глубже проникнуть в структуры ее ценностного пространства, проследить жизненные практики, расширить научные знания о таком, достаточно новом, явлении в психологии, как самодетерминация.
Прежде всего, хотелось бы сказать, что в нашем исследовании феномен самодетерминации рассматривается как личностное свойство зрелого субъекта своей жизнедеятельности в контексте проблемы самоопределения. Для более глубокого понимания проблемы личностной самодетерминации важно подчеркнуть, что уровень развития личности – это уровень ценностно-смысловой детерминации, уровень существования в мире смыслов и ценностей. Овладение индивидом своей ценностно-смысловой сферой означает ее осознание, которое выступает механизмом самоопределения личности, а, следовательно, и самодетерминации. Результатом такого осознания является трансформация личностных смыслов в ценностные ориентации, которые составляют наивысший уровень диспозиционной структуры личности (В. А. Ядов).
Также, будучи единицей определенной социальной группы, которая объединяется едиными социокультурными условиями жизнедеятельности, личность соотносит свои смысложизненные представления, планы на будущее, возможности профессионального выбора с конкретными условиями жизнедеятельности данной социальной группы. Другими словами, личность принимает (или не принимает) социальные нормы, идеалы, требования общества и ставит их в ряд личностных убеждений, ценностей и как последствие придерживается соответствующих правил поведения, в том числе и с учетом гендерного фактора.
Слово «гендер» обозначает социальные аспекты пола в отличие от биологических, соответственно пол понимается не как однозначная биологическая данность, а как сложный многомерный социальный конструкт. Конструирование гендера в процессе социализации осуществляется основными институтами социализации через трансляцию сформировавшихся в культуре представлений о том, как следует вести себя мальчику и девочке, юноше и девушке, какими личностными качествам должны обладать мужчины и женщины. С понятием гендер тесно связано понятие гендерные стереотипы – внутренние установки в отношении места женщин и мужчин в обществе, их функций и социальных задач. Именно эти стереотипы оказывают большое влияние на процесс социализации и самоопределения личности [1] и являются барьером в установлении подлинного гендерного равенства в нашем обществе.
Одним из оснований формирования традиционных гендерных стереотипов в самоопределении личности выступает разделение труда по признаку пола. Основным критерием в этом разделении выступает биологическая способность женщин к деторождению.
Многие исследователи, изучавшие проблемы самореализации женщин и мужчин отмечали, что традиционные гендерные роли затрудняют самореализацию именно женщин, они как социальная группа не обладают равными с мужчинами возможностями в реализации своих потребностей и интересов в ряде областей социальной жизни, т.е. ее возможности «внесемейной» самореализации ограничиваются [2, 3, 4]. Мужчины в большей степени, чем женщины, ценят свои достоинства и принимают себя такими, какие есть. Согласно результатам исследований влияния гендерной социализации на личность, поведение родителей, учителей и весь социальный контекст в целом могут негативно влиять на формирование у женщин уверенности в себе и самооценки [2, 4]. Таким образом, женщине трудно принять себя, так как существует конфликт между ее индивидуальными особенностями и традиционными представлениями о женщине.
Общественное признание предполагает не личное признание (это несущественно для самоактуализирующейся и самодетерминирующейся личности), а справедливую оценку обществом того, чем человек занимается как представитель той или иной социальной группы, к которой она/он принадлежит. И, несмотря на то, что большинство женщин, которые выбрали для себя «традиционные женские» профессии или посвящают себя исключительно заботе о своих близких, считают данную работу призванием и выбрали ее сознательно. Хотя в большинстве случаев данный вид деятельности не связан для них со стимуляцией большего саморазвития и актуализацией внутренних потенциалов. Другими словами самоактулизация в традиционной женской роли, у современных женщин не всегда проявляется в полной мере.
Дальнейшее развитие общества связано, на наш взгляд, не только с улучшением материальных и социальных условий жизни. Оно во многом связано с преодолением устаревших представлений о роли мужчины и женщины в обществе, с воспитанием, ориентирующим мужчин и женщин не на отношения господства и подчинения, заданные традицией и возведенные в ранг «естественного закона», а на отношения личностной взаимодополняемости в обществе и семье. При этом достижение социального равенства мужчин и женщин должно идти не путем создания равной социальной загрузки мужчин и женщин, а путем создания равных возможностей для их самодетерминации, путем гармонизации мужских и женских социальных ролей.
 
Список использованных источников
1. Смелзер Н. Социология / Н. Смелзер. — М. : Феникс, 1994.
2. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. — СПб. : Прайм ЕВРОЗНАК, 2001. 
3. Клецина И. С. Самореализация и гендерные стереотипы / И. С. Клецина // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2. — СПб. : Изд-во СПбГУ, 1998. — С. 188—202.
4. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. — СПб. : Питер, 2000.
Категорія: Гендер в міжнародних відносинах | Дата: 21.03.2011
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Copyright Istfak-MDU © 2008-2017